Все сказанное далее является квинтэссенцией моей шизофрении, исключительно субъективным мнением, и плодом врожденной неграмотности, так что умоляю: не пинайте меня ногами в живот!
Увертюра
Весь этот маразм начался почти сразу после нового года , после того как наши доблестные силы правопорядка задержали страшного и бородатого пирата, фамилия коего не будет названа, так как о его тёмных делах все наслышаны ). После этого в других пиратских притонах (короткое название – школы) крепко призадумались над извечными русским вопросами : кто виноват и что делать? Оставить всё как есть – страшно, могут и посадить (или оштрафовать), что не особенно весело. Лицензировать имеющее ПО – вроде бы самый простой и правильный выход, но есть одно НО – нужны деньги и не малые, даже с учётом скидок для школ. Кстати, такой статьи расходов в бюджете нашей школы нет (и судя по всему не будет ) - районное и городское начальство такого не предусмотрело, поэтому остаётся брать из других статей. Некоторые школы так и поступили, но учитывая размер бюджета. Следующий вариант – переход на свободное ПО.
А теперь начало:
В нашей школе 25 компьютеров, 15 из них – ученические в кабинете информатики,1 – и.о. сервера ,по совместительству рабочее место учителя, 2 –в канцелярии, оформление документов, пенсионный фонда и.т.д , 1 – в библиотеке,база данных по книгам и хранение электронной литературы, 2 – у завучей , 2 в бухгалтерии 1С + куча мелочи и 2 в кабинетах физики и химии. Все хозяйство в прошлом году соединил сетью и выпустил в интернет. А теперь(барабанная дробь) – то что есть из лицензионного ПО – полностью оснащена библиотека (win xp pe+office+marksql+kav),есть лицензия 1С и на 10 компьтерах в кабинете информатики стоял оемный лысый хомяк. Кстати эти компьютеры дали по президентской программе «компьютер в школу» и внадбавок дали коробочный finereader и drweb(почему-то без ключа активизации) и всё... Кстати , оставшиеся компьютеры школа получила в подарок от родителей и различных депутатов во время выборов , несколько спустили из района. Как сами понимаете, на них не стояло вообще ничего.
Теперь посмотрим налево
. Есть машины – надо использовать, есть учебный план – надо выполнять (интересно , что более безнравственно – учить детей на пиратском софте , или имея возможность не учить их вообще). Ну и воплотил свое видение учебного класса на тот момент – сервер с 2003,AD,WINS,DNS,DHCP,перемещаемыми профилями у каждого ученика и развернутой NSS, на ученических компьютерах – 2000, офис , photoshop, corel ,premiere,3ds max, cool edit , autocad, visual studio и множество мелочей, как антивирус, брандмауэр, словари, переводчики и т.д. На административные компьютеры – по потребностям ,в кабинеты – Кирилла и Мефодия по тематике. Теперь задача – сколько лет дадут директору и завхозу, как материально ответственным лицам, если софт был самый свежий, а прокурор злой?
И грянул гром... Директор в ужасе, сушит сухари после просмотра прайс – листа autodesk, из района и города на головы грешникам валятся страшные бумажки с требованием «в течении 3-х дней удалить с персональных компьютеров контрафактное ПО». В общем содом с гоморрой. Потом всё успокоилось, пообещали , что пока проверять не будут.
Но лысину потереть заставили. Спасибо CHIPу за Knoppix - показали возможный путь.Конечно knoppix – не то, но уже близко.
И началась весёлая жизнь... Скажу по секрету – в славном городе НН найти у барыг Linux – не реально, приходишь на радиорынок , сразу куча предложений : «Куплю золото, телефоны, продам порно, висту, нфс карбон. Мужик, а Linux есть? Чо? L_I_N_U_X ! Это чо? Операционка такая! А, усёк, вон к тому небритому дядьке подойди -у него всё есть». И начинается впарывание антикварного RedHata – купи не пожалеешь, свежак, только вчера кореша из Москвы привезли. Запас положительных эмоций на весь день, настроение даже 6Б не испортит.(Вместо интермедии – на днях зашёл в один супермаркет, торгующий дисками и увидел DVD – всё для Linux, купил, пришёл домой, засунул в дисковод и... {censored} , какой {censored} засунул виндовую оболочку, полностью забил диск левыми коммерческими программами времён царя, так ещё и ломалки виндовые положил – я в шоке). Ну ладно, купил книгу «Fedora Core 4 как установить и настроить по-человечески», полистал книжку, записал образы, поставил. Первое включение – и сразу вопрос – неужели дефолтные натройки нельзя сделать по человечески, добавить MP3 и DVD. Потыкал мышкой, сменил обои, поиграл в пасьянс, полистал книжку – понял, что я хоть и чайник, но не такой чайникастый, как те для которых она написана. На следующий день пришёл в магазин, взял книжку про Alt Linux с DVD9 диском, засунул диск в дисковод, запустил c live CD, первя мылсь – мама, ну и шрифт, вторая – ну и иконки,третья - тут даже игры по жанрам распределены, четвертая , глубоко ночью, - tux racer – это вах! После 2-х недель практически беспрерывной работы в Linux дома начал потихоньку внедрять в школе. Естественно первая цель – администрация( по принципу -чем меньше она работает, тем лучше подчинённым). Про кучу маленьких граблей рассказывать не буду, а вот про самые серьёзные скажу. В школе регулярно высылаются анкеты в exel-ком формате, с тучей скриптов, до нескольких штук в день. Естественно OO их не берет, так что в бухгалтерии на одном компьютере остаётся винда с 1С и офисом. Вторая серьёзная проблема – производительность при 128 MB памяти. Третья – HP LaserJet 1020 – целый день пытался заставить печатать, пока драйвера не поставил.Остальное идёт как по маслу – вирусов нет, игрушек немерено, обои сами из нета закачиваются, красота.
Следующий этап – кабинет информатики. Тут пришлось подумать. Если OO без проблем заменяет Word,Gimp – Photoshop, а Inscape хватает для изучения векторной графики в курсе школьной информатики, то с 3ds max на Blender переход достаточной сложный, а аналогов autocad я так и не нашёл, поэтому пришлось химичить с Wine и Компасом 3DLT. Самое веселое – настройка сервера чайнику со «стажем работы» в Linux 1 месяц): dhcpd,bind,маскарадинг,squid,nfs,nis,timed,printcap – ничего не пропустил? В 2003 было проще – щёлкнул по кнопке «быстро настроить сервер» - и всё заработало , только непонятно как. Зато теперь работает «понятно как» - даже знаю что такое DNS и DHCP. Но настроить компьютеры – только треть дела, нужно ещё и учить детей. И тут вылезает самая главная проблема – с названием УМК. Ну нет одобренных министерством учебников , и всё.Нет, преподавать на Linux никто не запрещает(можно вообще без компьютеров) , но в учебнике будут написаны грозные слова про самую современную ОС windows 98 (угринович) и папку «мои документы» и Visual Basic. То же самое в остальных учебниках – хоть сам садись и пиши. Подготовка экзаменационных билетов – ещё та проблема, всё нужно переделать с нуля под Linux, а потом (!) заверить их в РОНО. После общения с председателем ШМО информатиков я полюбил Black Metal – успокаивает, знаете ли: «Это что такое – и тычет плацем в скриншот k3b - Это k3b – программа для записи дисков. Нет, почему windows такой странный. Это не windows – это Linux .Windows Linux? Нет СОВСЕМ другая ОС!А почему не windows? Потому что не хотим связываться с нелицензионной. А это что, бесплатная что ли? Не совсем -она свободная. ?!?!!? ..» Разговор закончился упоминанием пришлось заканчивать рассказом про «репозиторий дебина». С детьми легче – Вы поставили новый Windows? Нет это другая ОС , назвается Linux. А он лучше висты? Лучше – понятие относительное, но новее – это точно. Ура! Нам новый windows поставили! Edubuntu называется!
Среди детей сначала было несколько противников, особеннос среди 11-ти классиков, «это сложно и не модно», потом после того , как покопались в настройках , недовольных поубавилось – одна прозрачность панелей чего стоит. А после демонстрации Mandriva 2007 с «кубиком» на столе появилась целая куча дисков с просьбой записать Linux.(кстати tuxpaint – хит всех времён и народов)
Итого , попробую сделать вывод (господа, всё субъективно и не претендует на истину)
Linux в школе возможен , но при желании учителей его осваивать.
Недостатки для школ:
- Отсутствие УМК и вообще книг, ориентированных на образовательный процесс.
- Следствие 1-го. Необходимость выполнить большой объем работ по переводу наглядных пособий , раздаточных материалов, билетов, контрольных работ под новую систему. Особо большая проблема – Visual Basic.
- Linux оказался достаточно сложен для меня в плане настройки сервера(т-с-с это секрет)
- Пока нет дистрибутивов, полностью удовлетворяющих нуждам школы. Я бы с удовольствием увидел бы в Edubuntu программу организации образовательного процесса , аналогичную net school support.
- Сложность настройки некоторого «стандартного школьного» оборудования.
- Нежелание некоторых пользователей. В начале эпопеи были высказывания типа: «Только через мой труп! Дай с Windows дожить до пенсии»
Достоинства
- Финансовые – без комментариев, перевешивает все недостатки.
- Если Edubuntu мне не совсем нравиться набором программ, то windows мне не нравиться совсем (установка на 15 компьютеров ОС с полным набором программ – занятие не приятное , образы жесткого диска – не легальное)
- Отсутствие вирусов и всякой бяки, даже если захочешь (некоторые из детей захотят обязательно) – не поставишь
- Прозрачность и гибкость системы – я наконец-то стал понимать, что у меня делает компьютер.
- Эстетическое удовлетворение, один ярлычок «мышь» в пол-экрана чего стоит.
Итог:
На следующий учебный год оставляем Linux.
P.S. Страшно, если наше министерство подпишет договор с MS и сделает обязаловку – плати 700 р в год за компьютер и не вякай!