Linux в учебных заведениях: истории успеха
Добавлено: 21.02.2008 10:17
В настоящий момент я будучи аспирантом работаю на своей кафедре системным администратором и преподавателем. Когда я еще только устроился там работать, парк представлял собой весьма жалкое зрелище: в каждой аудитории коаксиал (я сам уже за два года до этого в фирмах прокладывал витую пару), половина компьютеров работает кое-как, в операционках полный разнобой, от 95 до ХР, причем особо наглые студенты никого не спрашивая прямо на парах приходили и ставили что хотели. Также был бардак и в составе ПО. Заняв место сисадмина я заменил коаксиал на витую пару, соединил вместе все аудитории в единую сеть, поставил винтукей, поднял домен, перетряхнул железо, рассортировав по аудиториям в зависимости от устарелости, и все пошло на лад.
В учебном процессе у нас используется множество различных программных продуктов, и думаю, что вы догадываетесь о том, какая с этим правовая ситуация. Хотя недавно удалось многое лицензировать (что вовсе не моя заслуга и не мой труд), но этот процесс сильно тормозится такими понятиями как конкурс и тендер. То есть если даже и есть заявка на лицензию, есть список фирм, где ее можно купить, и даже видно, что цена везде варьируется в пределах пары процентов, никого не колышет, и лицензия будет приобретена и выдана заявителю в лучшем случае через полгода. Я вот с лета жду одну машину, условно "сервер" (на замену старому контроллеру домена), ибо это рабочая станция, стоившая на тот момент сумму, очень незначительно превышающую порог для установки заявки на конкурс, если бы сумма была меньше, мне бы доставили этот компьютер через пару месяцев, а в настоящий момент эта конфигурация наверное как раз так и стоит. Да, конфигурацию я очень подробно расписывал, вплоть до марок оперативной памяти и корпуса, потому что тот дебил, который занимается закупками, покупает всякую чушь в последнее время, например идиотские слимовые системники, в которых нужно половину железа вытащить, чтобы до винчестера добраться.
Чтобы меньше зависеть от лицензий, и в частности от процесса их закупки, разумеется проще перейти на свободное ПО, но понятное дело не проще преподавателям. Я сам преподаю компьютерную графику, и уже сменил для себя 3D Studio MAX на Blender, Photoshop на GIMP, и Delphi на FreePascal (тут я еще не определился с необходимостью Lazarus, так как вопрос создания gui в курсе не стоит). На этой неделе успешно провел лекцию с презентацией на проекторе (с личного ноутбука, на нем Debian, презентация в Impress), и меня позабавило, когда студенты увидели мой рабочий стол (KDE), и был задан робкий вопрос: "Ой, а это не винда?" :) У нас есть еще один преподаватель с макбуком, но с ней студенты познакомятся только в следующем учебном году :)
Студенты были несколько ошеломлены, когда узнали, что у них будет Blender, потому что у предыдущего курса они "уже все узнали", а некоторые даже закупились книгами по 3D Studio MAX (а стоят эти книги сейчас наверное рублей 600-700, но студентов же за хвост никто не тянул). Потом на лекции их ждал очередной шок, когда они узнали, сколько весит дистрибутив Blender (9Mb), по сравнению с монстром, который требует двд, тут такая мелочь, которая в память сотового без флеш-карты влезает :) Естественно я заверил их, что Blender ничуть не хуже, чем 3D Studio MAX, и даже имеет много полезностей "искаропки", которых у 3D Studio MAX нету, но обеспечиваются плагинами, на сумму, сопоставимую со стоимостью лицензии на этот пакет, а все вместе будет стоить как очень и очень навороченный компьютер. Вроде бы студенты успокоились и смирились :) В самом деле, русские умельцы уже приспособились использовать симуляцию жидкостей из Blender вместо проприетарного RealFlow, и прикручивают вывод из Blender к другим пакетам. Это о чем-то да говорит.
Когда настанет время рисовать текстуры, вместо Photoshop CS3 (предусмотрительно скачанного некоторыми) они получат GIMP, дистрибутив которого весит 16Mb, а по правилу 80-20 им его хватит очень надолго, вряд ли кто-то из них доберется до тех высот, когда Photoshop будет действительно нужен, кроме того я верю, что к тому моменту GIMP будет уже обладать всеми возможностями Photoshop, вот сейчас например что-то появилось связанное с CMYK, хотя я в этом не очень разбираюсь, мне всю жизнь работы в RGBA хватало.
Размеры дистрибутивов Blender и GIMP напоминают мне сейчас анекдот с баша, что-то типа "пишу на двд 2 мегабайта и плачу..." :)
Программирование в компьютерной графике я с самого начала вел на OpenGL, так что тут проблем в принципе никаких - любой язык, любая среда. Delphi изначально использовал, так как лучше всего работать с тем, с чем лучше всего умеешь работать. Но если какой-нибудь студент говорил, что хочет писать не на Object Pascal, то я ему не ставил в этом никаких препятствий, в последнем потоке, который я выпустил, был человек, который писал используя MinGW и Qt, им была сделана программа, которая считывала файл формата 3DS и отображала на экране все объекты, их текстуры, источники света, он даже предполагал сделать воспроизведение сохраненной в файле анимации. Это был один из лучших курсовых проектов, к сожалению. К сожалению, потому что кроме еще двух-трех работ больше нигде не было такого уровня. Студенты крайне ленивы, и к третьему-четвертому курсу совершенно забывают даже школьную математику, например некоторые долго думают над тем, как составить уравнение линейной функции по двум точкам (самые ненормальные пытались даже уверять меня, что они такого никогда не проходили).
Ладно, с моим курсом в принципе все понятно, мне никакая проверка не грозит, а вот с другими преподавателями будет сложнее.
В основном программирование у нас сейчас осваивается на Delphi, в данный момент это Borland Developer Studio и в частности осваивается dotNet, и преподаватель, который это дает студентам (тем же самым, о которых я писал выше), так и не смог объяснить мне, что дает им знание dotNet, когда они не в состоянии усвоить тот факт, что при копировании проекта надо брать всю папку с проектом, а не Unit1.pas!
Также студентам преподается MS SQL, есть идеи давать им Oracle, вроде бы в курсе был MySQL, но сейчас про него ничего не слышно. Хорошо хотя бы, что Access уже ушел с этой сцены.
Есть web-дизайн, на котором правят бал Dreamweaver, Photoshop и Flash (и если первые два я еще могу предложить заменить, то что делать с третьим - пока тайна покрытая мраком). Когда я показывал преподавательнице FireFox, на мою фразу "...ну если IE для Вас - браузер..." была реакция, эквивалентная показыванию языка :) Боюсь, что когда выйдет IE8, тут начнется локальная война, потому как он 1) по заверениям разработчиков проходит Acid2, 2) при методах распространения продукции MS может очень быстро вытеснить распространившийся к тому моменту IE7, следовательно как имеющий значительную долю должен быть использован в учебном процессе (и это несмотря на то, что висту мы все дружно обплевали). Впрочем, если IE8 не встанет на ХР, а виста не встанет на наше железо, я по этому поводу плакать не буду :)
Последними монстрами остались: AutoCAD, Rational Rose, и сборная из IDEF, BPWIN, Simula, Clips, стайка разношерстных Prolog и Basic. Вроде бы все, хотя Turbo Basic (да!!! даже не QBasic!!!) я потихоньку вытесняю Free Basic, только преподавателя не устраивает, что там не поддерживается оператор play (это чушь под названием информатика, которую наша кафедра преподает для студентов ненаших, некомпьютерных факультетов). Все это преподается людьми, весьма почтенного возраста, и им очень сложно доказывать, что кроме того ПО, которое они преподают, есть что-то еще. Конечно, можно меня обвинить в предвзятости и в том, что я "заставляю людей использовать Blender вместо общепризнанного 3D Studio MAX". Но я знаю точно, что за Blender им не придется столько платить.
Когда наконец будет работать KDE под Windows, я его обязательно поставлю на компьютеры дополнительным шеллом, потому что поставить на компьютеры что-то кроме Windows из-за вышеупомянутых приложений пока весьма проблематично. А пока буду экспериментировать с парой старых системников и approx.
В учебном процессе у нас используется множество различных программных продуктов, и думаю, что вы догадываетесь о том, какая с этим правовая ситуация. Хотя недавно удалось многое лицензировать (что вовсе не моя заслуга и не мой труд), но этот процесс сильно тормозится такими понятиями как конкурс и тендер. То есть если даже и есть заявка на лицензию, есть список фирм, где ее можно купить, и даже видно, что цена везде варьируется в пределах пары процентов, никого не колышет, и лицензия будет приобретена и выдана заявителю в лучшем случае через полгода. Я вот с лета жду одну машину, условно "сервер" (на замену старому контроллеру домена), ибо это рабочая станция, стоившая на тот момент сумму, очень незначительно превышающую порог для установки заявки на конкурс, если бы сумма была меньше, мне бы доставили этот компьютер через пару месяцев, а в настоящий момент эта конфигурация наверное как раз так и стоит. Да, конфигурацию я очень подробно расписывал, вплоть до марок оперативной памяти и корпуса, потому что тот дебил, который занимается закупками, покупает всякую чушь в последнее время, например идиотские слимовые системники, в которых нужно половину железа вытащить, чтобы до винчестера добраться.
Чтобы меньше зависеть от лицензий, и в частности от процесса их закупки, разумеется проще перейти на свободное ПО, но понятное дело не проще преподавателям. Я сам преподаю компьютерную графику, и уже сменил для себя 3D Studio MAX на Blender, Photoshop на GIMP, и Delphi на FreePascal (тут я еще не определился с необходимостью Lazarus, так как вопрос создания gui в курсе не стоит). На этой неделе успешно провел лекцию с презентацией на проекторе (с личного ноутбука, на нем Debian, презентация в Impress), и меня позабавило, когда студенты увидели мой рабочий стол (KDE), и был задан робкий вопрос: "Ой, а это не винда?" :) У нас есть еще один преподаватель с макбуком, но с ней студенты познакомятся только в следующем учебном году :)
Студенты были несколько ошеломлены, когда узнали, что у них будет Blender, потому что у предыдущего курса они "уже все узнали", а некоторые даже закупились книгами по 3D Studio MAX (а стоят эти книги сейчас наверное рублей 600-700, но студентов же за хвост никто не тянул). Потом на лекции их ждал очередной шок, когда они узнали, сколько весит дистрибутив Blender (9Mb), по сравнению с монстром, который требует двд, тут такая мелочь, которая в память сотового без флеш-карты влезает :) Естественно я заверил их, что Blender ничуть не хуже, чем 3D Studio MAX, и даже имеет много полезностей "искаропки", которых у 3D Studio MAX нету, но обеспечиваются плагинами, на сумму, сопоставимую со стоимостью лицензии на этот пакет, а все вместе будет стоить как очень и очень навороченный компьютер. Вроде бы студенты успокоились и смирились :) В самом деле, русские умельцы уже приспособились использовать симуляцию жидкостей из Blender вместо проприетарного RealFlow, и прикручивают вывод из Blender к другим пакетам. Это о чем-то да говорит.
Когда настанет время рисовать текстуры, вместо Photoshop CS3 (предусмотрительно скачанного некоторыми) они получат GIMP, дистрибутив которого весит 16Mb, а по правилу 80-20 им его хватит очень надолго, вряд ли кто-то из них доберется до тех высот, когда Photoshop будет действительно нужен, кроме того я верю, что к тому моменту GIMP будет уже обладать всеми возможностями Photoshop, вот сейчас например что-то появилось связанное с CMYK, хотя я в этом не очень разбираюсь, мне всю жизнь работы в RGBA хватало.
Размеры дистрибутивов Blender и GIMP напоминают мне сейчас анекдот с баша, что-то типа "пишу на двд 2 мегабайта и плачу..." :)
Программирование в компьютерной графике я с самого начала вел на OpenGL, так что тут проблем в принципе никаких - любой язык, любая среда. Delphi изначально использовал, так как лучше всего работать с тем, с чем лучше всего умеешь работать. Но если какой-нибудь студент говорил, что хочет писать не на Object Pascal, то я ему не ставил в этом никаких препятствий, в последнем потоке, который я выпустил, был человек, который писал используя MinGW и Qt, им была сделана программа, которая считывала файл формата 3DS и отображала на экране все объекты, их текстуры, источники света, он даже предполагал сделать воспроизведение сохраненной в файле анимации. Это был один из лучших курсовых проектов, к сожалению. К сожалению, потому что кроме еще двух-трех работ больше нигде не было такого уровня. Студенты крайне ленивы, и к третьему-четвертому курсу совершенно забывают даже школьную математику, например некоторые долго думают над тем, как составить уравнение линейной функции по двум точкам (самые ненормальные пытались даже уверять меня, что они такого никогда не проходили).
Ладно, с моим курсом в принципе все понятно, мне никакая проверка не грозит, а вот с другими преподавателями будет сложнее.
В основном программирование у нас сейчас осваивается на Delphi, в данный момент это Borland Developer Studio и в частности осваивается dotNet, и преподаватель, который это дает студентам (тем же самым, о которых я писал выше), так и не смог объяснить мне, что дает им знание dotNet, когда они не в состоянии усвоить тот факт, что при копировании проекта надо брать всю папку с проектом, а не Unit1.pas!
Также студентам преподается MS SQL, есть идеи давать им Oracle, вроде бы в курсе был MySQL, но сейчас про него ничего не слышно. Хорошо хотя бы, что Access уже ушел с этой сцены.
Есть web-дизайн, на котором правят бал Dreamweaver, Photoshop и Flash (и если первые два я еще могу предложить заменить, то что делать с третьим - пока тайна покрытая мраком). Когда я показывал преподавательнице FireFox, на мою фразу "...ну если IE для Вас - браузер..." была реакция, эквивалентная показыванию языка :) Боюсь, что когда выйдет IE8, тут начнется локальная война, потому как он 1) по заверениям разработчиков проходит Acid2, 2) при методах распространения продукции MS может очень быстро вытеснить распространившийся к тому моменту IE7, следовательно как имеющий значительную долю должен быть использован в учебном процессе (и это несмотря на то, что висту мы все дружно обплевали). Впрочем, если IE8 не встанет на ХР, а виста не встанет на наше железо, я по этому поводу плакать не буду :)
Последними монстрами остались: AutoCAD, Rational Rose, и сборная из IDEF, BPWIN, Simula, Clips, стайка разношерстных Prolog и Basic. Вроде бы все, хотя Turbo Basic (да!!! даже не QBasic!!!) я потихоньку вытесняю Free Basic, только преподавателя не устраивает, что там не поддерживается оператор play (это чушь под названием информатика, которую наша кафедра преподает для студентов ненаших, некомпьютерных факультетов). Все это преподается людьми, весьма почтенного возраста, и им очень сложно доказывать, что кроме того ПО, которое они преподают, есть что-то еще. Конечно, можно меня обвинить в предвзятости и в том, что я "заставляю людей использовать Blender вместо общепризнанного 3D Studio MAX". Но я знаю точно, что за Blender им не придется столько платить.
Когда наконец будет работать KDE под Windows, я его обязательно поставлю на компьютеры дополнительным шеллом, потому что поставить на компьютеры что-то кроме Windows из-за вышеупомянутых приложений пока весьма проблематично. А пока буду экспериментировать с парой старых системников и approx.