Tex/Latex и другие (соблюдение правил верстки)

Софт под Linux, разные программы, но только связанные с Linux

Модератор: /dev/random

Hephaestus
Статус: Многоуважаемый джинн...
ОС: Slackware64-14.1/14.2

Tex/Latex и другие

Сообщение Hephaestus »

Как известно TeX изначально заточен под западные требования верстки.
Для соблюдения российских требований создавались надстройки, классы и т.п.
Однако некоторые вещи все же приходилось делать руками.

В свое время я для собственного удовольствия верстал в LaTeX небольшую (ок. 200 страниц) художественную книгу - сборник рассказов и стихов одной молодой начинающей писательницы.
Книга содержала как прозу, так и поэзию, поэтому задача была не совсем элементарной и вполне интересной.
Поскольку я не профессиональный верстальщик, то соблюсти правила верстки на 100% мне бы наверняка не удалось.
Но я хотя бы минимум нужно было достичь.
Помню, что особенно много времени заняла "борьба с последней строкой" - это когда последняя строка абзаца короче допустимой нормы. Устраняется вгонкой/выгонкой строк.
Абзацы приходилось выверять по одному, так как любое изменение в тексте могло породить новые короткие строки.
Также немало хлопот доставили переносы, которые недопустимы при переходе с нечетной страницы на четную. Эти моменты также приходилось выискивать и устранять индивидуально.
И третий момент, который припоминаю - однобуквенные предлоги в конце строки. Решалось с помощью неразрывных пробелов.

Описанные проблемы устранялись на уровне исходного текста, для облегчения задачи использовались скрипты sed, но все же повозиться пришлось.

Вопрос: существует ли для LaTeX какой-либо инструмент (пакет, класс, макрос, надстройка), максимально заточенный под российские правила верстки?
Чтобы описанные проблемы устранялись на уровне преамбулы, а не исходного текста.

Либо посоветуйте другой инструмент, который лучше подходит для данной задачи.
И вообще, есть ли такое среди свободно доступных средств?
Пускай скрипят мои конечности.